Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Заяченская основная  общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области"

ОРКСЭ

Рабочая программа ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур». 4 класс

 Пояснительная записка

 Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

         Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

         В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

         В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

 Общая характеристика учебного курса

         Цель комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

    Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

    Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

·        Общая историческая судьба народов России;

·        Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

·        ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

·        педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

·        системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;

·        ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

·        единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

    Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

 Основные задачи комплексного учебного курса:

·        знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

·        развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·        обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

·        развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

   Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

·        понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

·        формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

·        знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

·        укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

 Требования к уровню подготовки обучающихся

    Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 Требования к личностным результатам:

§  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

§  Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

§  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

§  Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

§  Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

§  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

§  Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Требования к метапредметным результатам:

§  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

§  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

§  адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

§  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

§  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

§  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

§  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

§  определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 

Требования к предметным результатам:

§  знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

§  знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

§  формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

§  осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

 Календарно - тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата проведения

план

факт

1.

Вводное занятие. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

 

 

2.

Россия  - наша Родина.

 

 

3.

Культура и религия.

 

 

4.

Культура и религия.

 

 

5.

Возникновение религий. Древнейшие верования.

 

 

6.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

 

 

7.

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака.

 

 

8.

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

 

 

9.

Хранители предания в религиях мира.

 

 

10.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

 

 

11.

Добро и зло. Рай и ад.

 

 

12.

Человек в религиозных традициях мира 

 

 

13.

Священные сооружения.

 

 

14.

Священные сооружения. 

 

 

15.

Искусство в религиозной культуре.

 

 

16.

Искусство в религиозной культуре.

 

 

17.

Творческие работы учащихся.

 

 

18.

Творческие работы учащихся.

 

 

19.

История религий в России.

 

 

20.

История религий в России.

 

 

21.

Систематизация и обобщение по теме «Священные сооружения.

 

 

22.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

 

 

23.

Религиозные ритуалы в искусстве.

 

 

24.

Паломничества и святыни.

 

 

25.

Праздники в религиях мира.  Календари религий мира.

 

 

26.

Праздники в религиях мира.  Календари религий мира.

 

 

27.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

 

 

28.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

 

 

29.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

 

 

30.

Семья, семейные ценности.

 

 

31.

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

 

 

32.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм

многонационального и многоконфессионального народа России

 

 

33.

Подготовка творческих проектов, презентаций.

 

 

34.

Заключительный урок. Презентация творческих проектов

 

 

 

Всего:

34 час 

 

 Содержание курса «Основы мировых религиозных культур»

     Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

    Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

    Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

    Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Содержание программы учебного модуля

«Основы мировых религиозных культур»

 Россия – наша Родина.

         Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебно - методическое обеспечение курса:

1. А.Я. Данилюк Программы «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.

2. В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.

3. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Москва «Просвещение» 2012 г.

 4. А.Л. Беглоа, Е.В. Саплина  Учебник Основы мировых религиозных культур 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2012 г.

5. CD - «Основы мировых религиозных культур».  4-5 классы 2012 г

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".